ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
- сформировать понятие «полезные ископаемые», познакомить с разнообразием полезных ископаемых, со способами их добычи;
- развивать экологическое мышление;
- учить детей самостоятельно добывать информацию, оперировать ею;
- формировать умение ставить вопросы по изучаемому материалу;
- воспитывать культуру диалога, проводить рефлексию своей работы на уроке.
Использование приемов технологии критического мышления: составление кластера, маркировка текста, сочинение синквейна.
Ход урока
- Мы сегодня снова будем наблюдать,
выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
2. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы рассмотрим тему «Полезные ископаемые. Их добыча»
Цели урока: познакомиться с разнообразием полезных ископаемых, со способами их добычи; будем развивать экологическое мышление; учиться самостоятельно добывать информацию; проводить рефлексию своей работы на уроке.
Что это?
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу-
Она понадобится сразу. (Глина)
А теперь это топливо и удобрение. (Торф)
Непонятного он цвета….
Он из зерен состоит,
Называется….. (Гранит)
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)
В доменной печи,
Чтобы потом нам сделали
Ножницы, ключи. (Железная руда)
-О каких предметах были загадки?
1 вариант
1.Горные породы состоят:
а) из минералов;
б) зерен.
2. Грифель карандаша сделан:
а) из слюды;
б) графита;
в) кварца;
г) гипса.
3. Форма слюды:
а) овальная;
б) зерна;
в) пластинка;
г) песчинка.
4. Самый твердый минерал:
а) топаз;
б) алмаз;
в) золото;
г) корунд.
5. Поваренная соль –это минерал:
а) графит;
б) слюда;
в) галит;
г) рубин.
6. Каменные сосульки с потолка- это:
а) сталактиты;
б) сталагмиты .
Тест «Чем различаются минералы»
1. Полевой шпат, слюда, кварц образуют:
а) алмаз;
б) гранит;
в) мрамор;
г) песок.
2.Песок- это разновидность минерала:
а) кварца;
б) слюды;
в) гипса;
г) апатита.
3. Самый мягкий минерал- это:
а) гипс;
б) флюорит;
в) тальк;
г) топаз.
4. Минерал, который называют камнем плодородия:
а) апатит;
б) алмаз;
в) кальцит;
г) гипс.
5. Мягкий минерал, который использую будущие скульптуры.
а) глина;
б) алмаз;
в) гипс;
г) тальк.
6. Каменные сосульки в пещере, которые поднимаются со дна:
а) сталактиты;
б) сталагмиты.
Проверка тестирования. Оценка результатов детьми.
4. Сообщение темы урока.
Рассказ учителя.
Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с ее поверхности, - это полезные ископаемые. Они встречаются во всех районах нашей страны. Скопление полезных ископаемых называют месторождением. Наша страна богата различными полезными ископаемыми . Многие месторождения уже открыты, другие предстоит открыть. Слайд № 1.2,3.
- Предлагаю рассмотреть свойства, способы добычи, использование полезных ископаемых и вред или пользу они приносят человеку.
Работа уч-ся с текстом.
-Читая текст (стр 88-89), делайте на полях пометки:
«+» — новая информация;
«?» - я это не понял, у меня возник вопрос;
«-» - я думал иначе.
Фронтальный опрос:
- Что нового вы узнали о полезных ископаемых?
- О чем вы думали по- другому?
- С какими сведениями вы не согласны?
- Какие вопросы у вас возникли при чтении текста?
( вопросы записываются на доске)
- На простые вопросы мы ответим на уроке, ответы на сложные вопросы вы поищите дома в дополнительных источниках информации.
- Кто желает приготовить ответы на сложные вопросы?
(Дети выбирают себе вопросы)
Вывод.
Работа с картой.
- Посмотрим на карте наиболее крупные месторождения полезных ископаемых.
- Какие полезные ископаемые добывают с помощью этих устройств?
Слайд № 4, 5
- Как же перевозят полезные ископаемые к месту переработки?
- Сегодня прозвучало сообщение, что при перевозки нефтис острова Сахалин на побережье Охотского моря, произошла поломка танкера и утечка нефти. К каким последствиям это может привести?
-нарушаются места обитания растений и животных;
- при добыче - засоряется земля, поверхностные и грунтовые воды;
- при транспортировке -разливается нефть, радиоактивные ископаемые излучают губительное для всего живого излучение.
Слайд № 6,7
Вывод.
IV Стадия рефлексии.
1. Исправление кластера, его дополнение.
- Где мы ошиблись? Какие сведения можно добавить в кластер? (Кластер исправляется в группах и на доске.)
- Сегодня мы говорили о полезных ископаемых. Их добычи.
- Что же нового вы узнали?
- Чему удивились?
- О чем хотели бы узнать?
Учащиеся подводят итог урока.
2. Определение причинно-следственных связей.
- От чего, торф добывают там, где болота? (вековой перегной, наличие растений).
- От чего зависит добыча полезных ископаемых? (где находятся залежи: глубоко в недрах или на поверхности).
- Почему некоторые горные породы называют бесполезными?
(человек еще не научился их использовать)
- Напишите синквейн на тему «Ископаемые»:
1-я строка - название стихотворения, тема (обычно существительное);
2-я строка - описание темы (2 прилагательных);
3-я строка - действие (обычно 3 глагола, относящихся к теме);
4-я строка - чувство (фраза из 4 слов, выражающих отношение автора к теме);
5-я строка - повторение сути, «синоним» 1-й строки (обычно существительное).
Ископаемые
Полезные, нужные.
Находят, добывают, используют.
Необходимы человеку во все времена.
Недра.
- Какая работа вам понравилась, где было трудно работать, почему?
Полезные ископаемые
Каменный уголь