Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) развитие устной и письменной речи
1-й класс
Развитие устной речи:
-обучение ответам на вопросы по содержанию текста (формулирование ответов, подбор наиболее подходящих слов);
-обучение подробному пересказу по вопросам или картинкам, составлению устных рассказов по картинкам (комиксам);
-работа над грамматически правильным построением устного высказывания;
-показ способов заучивания наизусть стихотворений, обучение выразительному чтению с соблюдением соответствующей интонации, громкости речи, темпа речи.
Творческие работы: иллюстрации к прочитанному, инсценирование.
2-й класс
Обучение:
-подробному пересказу небольших произведений или отдельных эпизодов с соблюдением логики изложения;
-выборочному пересказу текстов в форме рассказа о сказочном герое;
-устному словесному рисованию с использованием слов, выражений из текста;
-составлению устных рассказов от имени одного из героев по заданному плану.
Развитие умения писать работы по итогам чтения – сочинения-миниатюры о сказочных героях.
Заучивание наизусть и чтение стихотворений и небольших отрывков прозы (3-7 предложений) с соблюдением интонации, тона, темпа и громкости речи, соответствующих содержанию текста.
Творческие работы: сочинение сказок, загадок, считалок; иллюстрирование, инсценирование.
3-й класс
Обучение:
-подробному и краткому пересказу текста по плану;
-выборочному пересказу текста;
-словесному рисованию картин к художественным текстам;
-составлению устных рассказов о героях произведений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи и самостоятельно составленного плана;
-составлению устных рассказов от имени одного из героев;
-составлению устных и письменных описаний-миниатюр.
Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и небольших отрывков прозы с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи и логического ударения.
Письменные творческие работы (сочинения) по окончании чтения каждого раздела. Развитие умения писать на тему (этапы подготовки к сочинению: обдумывание и обсуждение темы, формулирование главной мысли сочинения, коллективное и самостоятельное составление плана).
Творческие работы: написание сочинений, сказок, рассказов, стихотворений; иллюстрирование, инсценирование.
4-й класс
Обучение:
-подробному, сжатому и выборочному пересказу (с опорой на план) повествовательного текста с элементами описания или рассуждения;
-составлению устных рассказов о героях на основе самостоятельно собранного материала;
-творческим устным рассказам от имени одного из героев с изменением лица рассказчика, с продолжением, с включением элементов авторского описания.
Письменные творческие работы: переводы с древнерусского на современный русский язык, сочинения на заданные темы, самостоятельное сочинение описаний, сказок, рассказов, стихотворений.
Дети, заканчивая начальную школу, должны уметь:
-отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
-подробно, сжато и выборочно пересказывать художественный текст по плану;
-составлять устные рассказы о героях произведений, устные описания;
-учить наизусть и читать выразительно стихотворения и отрывки прозы;
-выполнять творческие задания по прочитанному тексту.