$MODULE_NAME$
Пояснительная записка Основная образовательная программа разработана педагогическим коллективом в составе педагогов, работающих в муниципальном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа сельского поселения «Село Иннокентьевка» Нанайского муниципального района Хабаровского края в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; с учётом рекомендаций Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; с учётом концептуальных положений УМК «Школа 2100», реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования. Цели и задачи программы: - сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье и безопасность учащихся, обеспечить их эмоциональное благополучие. - развить творческие способности школьников с учетом их индивидуальных особенностей; сохранить и поддержать индивидуальности каждого ребенка. - сформировать у младших школьников основы теоретического и практического мышления и сознания; дать им опыт осуществления различных видов деятельности. - создать педагогические условия, обеспечивающие не только успешное образование на данной ступени, но и широкий перенос средств, освоенных в начальной школе, на следующие ступени образования и во внешкольную практику. - помочь школьникам овладеть основами грамотности в различных ее проявлениях (учебной, двигательной, духовно-нравственной, социально-гражданской, визуально-художественной, языковой, математической, естественнонаучной, технологической). - дать каждому ребенку опыт и средства ощущать себя субъектом отношений с людьми, с миром и с собой, способным к самореализации в образовательных и других видах деятельности. Краткая характеристика образовательного учреждения. Тип – общеобразовательное учреждение. Вид – средняя общеобразовательная школа Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Тимофея Ивина функционирует на территории сельского поселения «Село Иннокентьевка» Нанайского муниципального района Хабаровского края. В школе 108 учащихся. Из них учащихся начальных классов 50 человек. Средняя наполняемость учащихся 1-4 классов - 12,5 чел. Учащиеся групп коррекции (VII – 4 чел. и VIII вида – 11 чел.) обучаются в начальных классах интегрировано с учётом рекомендуемых программ. В начальной школе работают 8 педагогов. Из них: учителей начальных классов - 4 человека; учителей иностранного языка – 1 человек; учителей технологии и ИЗО – 1 человек; учителей физической культуры – 1 человек. Педагог дополнительного образования – 1 человек Своевременную курсовую подготовку прошли 5 человек (62%). Качественный состав педагогических кадров начальной школы ОУ 1. Всего специалистов начальной школы: 8 2. Постоянные (основные) сотрудники начальной школы: 8 3. Наличие в штате учителей начальной школы: 4 учителей-предметников: 3 педагог дополнительного образования: 1 4. Специалисты начальных классов ОУ имеют образование: высшее педагогическое - 6 среднее профессиональное (педагогическое) – 2 5. Имеют квалификационные категории: первую - 5 вторую - 1 6. Не имеют квалификационной категории: 2 (молодые специалисты) 7. Процент педагогических работников, имеющих первую квалификационную категорию : 62,5% 8. Процент педагогических работников, имеющих вторую квалификационную категорию: 12, 5%. 9. Процент педагогических работников, не имеющих квалификационной категории: 25%. Состояние материально-технической базы В настоящее время школа располагает спортивным залом со спортивными снарядами и двумя спортивными площадками, имеется столовая на 60 посадочных мест, 2 учебных кабинета начальных классов, компьютерный класс. Функционирует школьная библиотека с читальным залом на 15 посадочных мест. Основная образовательная программа опирается на развивающую парадигму, представленную в виде системы психолого - педагогических принципов (автор А.А.Леонтьев): а) личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности); б) культурно ориентированные принципы (принцип образа мира, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой); в) деятельностно ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие, креативный принцип). Основная образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации «Об образовании»: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников; обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации, творческого развития; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности. Основная образовательная программа предусматривает достижение следующих результатов образования: · личностные результаты: готовность и способность к саморазвитию; сформированность познавательной мотивации; ценностно – смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции обучающихся; · метапредметные результаты, включающие освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетентностями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями; · предметные результаты: освоенный опыт специфической для предметной области деятельности, готовность его преобразования и применения; система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. Целью реализации образовательной программы является: обеспечить выполнение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; развить оптимально каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности. В этой деятельности ученик как равноправный участник процесса обучения выступает то в роли обучаемого, то – обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: -организацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира; -опору на современные образовательные технологии деятельностного типа: технологию формирования типа правильной читательской деятельности (технологию продуктивного чтения), проблемно-диалогическую технологию, технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования. Структура основной образовательной программы соответствует ФГОС. Основная образовательная программа обеспечивает: гарантию прав учащихся на образование (доступное и качественное), оптимизацию образовательного процесса (оптимальные способы организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности), эффективное использование современных технологий обучения, обеспечение условий для самореализации, самоопределения личности и созранения здоровья учащихся, использование современного материально-технического обеспечения образовательного процесса, информационное и психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Основная образовательная программа содержит следующие разделы: *пояснительная записка; *планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; *примерный учебный план; *программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; *программы отдельных учебных предметов, курсов; *программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; *программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; *программа коррекционной работы; *система оценки достижения планируемых результатов. Внеурочная деятельность Организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д. Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов. При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей. Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования Цель программы: обеспечить регулирование различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Задачи программы: · установить ценностные ориентиры начального образования; · определить состав и характеристику универсальных учебных действий; · выявить в содержании предметных линий универсальные учебные действия и определить условия формирования в образовательном процессе и жизненно важных ситуациях. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования Цель программы: обеспечить регулирование различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Задачи программы: установить ценностные ориентиры начального образования; определить состав и характеристику универсальных учебных действий; выявить в содержании предметных линий универсальные учебные действия и определить условия формирования в образовательном процессе и жизненно важных ситуациях. Содержание программы: 1. Ценностные ориентиры образования на ступени начального общего образования Формирование основ гражданской идентичности личности. Восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, религий. Формирование психологических условий для сотрудничества на основе уважения к окружающим, готовности к сотрудничеству. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации. 2. Характеристика универсальных учебных действий Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся. Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учебной деятельности учащихся. К ним относятся: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. Познавательные универсальные учебные действия включают общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей. К коммуникативным действиям относятся: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, умение выражать свои мысли. 3. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов Литературное чтение: формирование всех видов УУД: личностных, коомуникативных, познавательных и регулятивных, с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации. Математика: развитие познавательных действий, систематизация и структурирование знаний, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков, логический анализ, формирование общего приёма решения задач, моделирование (знаково-символические действия, замещение, кодирование). Русский язык: формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий (символы, графики, схемы, таблицы). Окружающий мир: учебная работа по всей мотивационной наполненности близка к игровой деятельности с характерной для неё актуализацией соревновательных мотивов, инициативным поведением и активным взаимодействием. Технология: становится опорным предметом для формирования системы УУД в начальной школе (планирование, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, добиваться достижения результата). 4. Типовые задачи формирования УУД Личностные типовые задачи – самоопределение и смыслообразование (методика «Беседа о школе», «Незавершённая сказка»). Регулятивные типовые задачи – оцениваемые универсальные учебные действия (выкладывание узора из кубиков, проба на внимание). Познавательные типовые задачи - построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия; проба на определение количества слов в предложении, методика «Кодирование», методика «Нахождение схем к задачам». Коммуникативные типовые задачи – задание «Левая и правая сторона», методика «Кто прав?», задания «Рукавички», «Дорога к дому». |
Меню сайта
Поиск
Наш опрос
Друзья сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |