Суббота, 27.04.2024, 19:48
Приветствую Вас Гость | RSS

МКОУ ООШ с.Иннокентьевка

$MODULE_NAME$

    

Самохвалова Светлана Петровна-учитель русского языка и литературы. 
Родилась 21 октября 1951 года. В 1973 году окончила Усть-Каменогорский педагогический институт Восточно-Казахстанской области. С 1973 года работала учителем русского языка и литературы в Малевском детском доме Зыряновского района Восточно-Казахстанской области. После расформирования детского дома работала учителем и директором школы в Лесозаводской восьмилетней школе с. Малеевск Зыряновского района. В 1994 году переводом поступила на работу учителем русского языка и литературы Иннокентьевскую среднюю школу. Педагогический стаж составляет 39 лет. Имеет 1 квалификационную категорию. 
 В течение нескольких лет работала над проблемной темой: «Использование элементов блочно-модульного обучения в процессе преподавания русского языка». В 2008 году по этой проблеме был обобщен опыт в школе. В 2009 году прошло обобщение опыта на уровне районного методического кабинета. В данный момент работает над проблемной темой: Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы». 
 В 2010-2011 учебном году имеет учебную нагрузку: русский язык в 7,8,10 классах (программа Разумовской).


Творческий отчет по проблемной теме (2009 год)


 
Блочно-модульное обучение относится к числу современных образовательных технологий.
По словам К.Д. Ушинского, сущность блочно - модульного обучения заключается в том, чтобы « … превратить деятельность ученика в его самодеятельность…»
Личностно-ориентированная педагогика и здоровьесберегающие технологии – вот то, что сегодня стало обязательным в любой школе и для каждого учителя, а воспитание интеллектуального, самостоятельного человека должно служить главной конечной целью образовательного процесса в школе. Установка на личностно-ориентированное обучение привело меня к необходимости освоения элементов блочно-модульной технологии. 
Блочно - модульное обучение является альтернативой традиционной системы обучения. Модульная технология известна с 1972 года. Наиболее полно ее основы разработаны П. Юцявичене и изложены в монографии «Теория и практика модульного обучения» (Каунас, 1989 г.). Основы модульной технологии рассмотрены в общепедагогической и дидактической литературе. В основе блочно-модульной технологии лежат теоретические разработки П.И. Третьякова, Е.В. Сковина, Е.А.Ямбурга. Она строится на принципах модульности и целостности построения единиц учебного материала, обеспечивая завершенность, полноту, логичность и последовательность дидактических модулей учебной рабочей программы. Данная технология апроборировалась и реализуется с 1998 года в Омской области.
 Кратко можно выделить основные отличия модульного обучения от других систем обучения:
• содержание обучения должно быть представлено в законченных, самостоятельных блоках (информационные блоки);
• учитель общается с учениками, как посредством модулей, так и непосредственно с каждым учеником индивидуально;
• каждый учащийся работает большую часть времени самостоятельно, таким образом, может определить уровень своих знаний, увидеть пробелы в знаниях и умениях.
Использование на уроках модульной технологии обучения направлено на достижение следующих целей:
1) активизация учебного процесса;
2) повышение уровня усвоения изучаемого материала;
3) мотивация учения;
4) развитие способностей к саморегуляции деятельности, её самооценке;
5) развитие навыков сотрудничества и делового общения.
И как ожидаемый результат – это способность и умение учащихся работать творчески, самостоятельно добывать знания, вникать в сущность явлений, осмысливать, анализировать и обобщать их. 
Внимание к идее блочно-модульного обучения я проявила несколько лет назад. Все начиналось с практики использования в обучении опорных конспектов. В основе этой технологии лежат идеи В.Шаталова. 
Подтолкнуло меня к этому изучение причин трудностей усвоения материала на уроке.
Проведение анкет и опросов среди обучающихся помогло мне выяснить следующие причины:
№ Что мешает учиться лучше
1 Неумение самостоятельно работать с книгой 
2. Отсутствие приемов учебной деятельности
3. Неверие в свои силы
4. Плохие домашние условия
5. Плохое состояние здоровья
6. Потеря интереса к учению
7. Плохие способности 
8. Отсутствие дружбы в классе
9. Собственная лень
Проанализировав данные, с целью повышения мотивационного аспекта в учении в 2000 году стала использовать отдельные элементы блочно- модульной технологии.
Использование на уроках модульной технологии обучения направлено, исходя из вышеперечисленных причин, на достижение следующих целей:
6) активизация учебного процесса;
7) повышение уровня усвоения изучаемого материала;
8) мотивация учения;
9) развитие способностей к саморегуляции деятельности, её самооценке;
10) развитие навыков сотрудничества и делового общения.
И как ожидаемый результат – это способность и умение учащихся работать творчески, самостоятельно добывать знания, вникать в сущность явлений, осмысливать, анализировать и обобщать их. 
Апробировать я начала на 5 «Б» классе. Параллельно работала в 5»А» классе. Перед началом запуска проекта проанализировала качество знаний по русскому языку в этих классах, уровень овладения учащимися общеучебными умениями и навыками. 
Использование на занятиях блочно-модульной технологии, построение урока от ученика, вовлечение каждого участника учебно-воспитательного процесса в деятельность по овладению новых знаний, посильная нагрузка и дозированность домашнего задания, все это отразилось на качестве преподавания русского языка в 5 классе.
Как я все это делаю.
Что такое модуль? Это узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в одно целое. 
 
 Реализация блочно-модульной технологии имеет два аспекта : организационный и содержательный.
Перед началом учебного года я провожу тематическое планирование.
определяю содержание учебного материала, разбиваю материал на модули, разбиваю модуль на блоки (выделяю ключевые понятия, планирую методы обучения, выделяю материал для самостоятельного изучения, методы отслеживания качества изучения материала, итоговую работу), составляю опорный конспект, предлагаю итоговую работу( рисунки, стихи, подбор литературы и т.д.).
Что включает в себя система действий учителя?
Главное – это разработка модульной программы (тематическое планирование темы курса). Модульная программа состоит из комплексной дидактической цели (ДЦ), поставленной перед каждым модулем. Из комплексной ДЦ вытекает интегрирующая цель (ИДЦ). В свою очередь ИДЦ модуля может иметь частную дидактическую цель (ЧДЦ). На основе ЧДЦ выделяются частные учебные элементы (УЭ). Каждой частной дидактической цели соответствует один учебный элемент. В результате создается каскад целей: КДЦ – ИДЦ – ЧДЦ – УЭ. 
Сочетание концентрированного изложения основного материала темы с самостоятельной деятельностью каждого ученика в отдельности и всех вместе дают определенные преимущества такому изучению материала. Это позволяет яснее определить общее положение темы, представить материал в целостности, ощутить практическую значимость изучаемых знаний, включиться в самостоятельный поиск и обсуждение полученных результатов.
Планирование системы уроков по крупным разделам в целом позволяет логически построить обучение, выделить материал, который должен быть отображен в его результатах.
Тематическое планирование
Каждый ученик – активный субъект своей собственной деятельности. Позиция ученика – это позиция полноценного субъекта деятельности, осуществляющего самостоятельно все этапы: целеполагание, планирование, реализацию, цели и анализ результата. Происходит динамическое развитие во взаимодействии: учитель – ученик – класс. Функция педагога – от информационно-контролирующей идёт к консультативно–координирующей. Взаимодействие ученик – учитель идёт с помощью модуля. 
В общем итоге у меня на сегодняшний день свыше 50 опорных
конспектов.
Кратко можно выделить основные отличия модульного обучения от других систем обучения:
• содержание обучения должно быть представлено в законченных, самостоятельных блоках (информационные блоки);
• учитель общается с учениками, как посредством модулей, так и непосредственно с каждым учеником индивидуально;
• каждый учащийся работает большую часть времени самостоятельно, таким образом, может определить уровень своих знаний, увидеть пробелы в знаниях и умениях.
Тематическое планирование
При изучении материала крупными блоками необходимы условия:
1. Четкая организация всего учебного процесса;
2. Постановка целей и задач обучения для всего блока;
3. Сочетание словесных, наглядных методов;
4. Широкое вовлечение учащихся в различные виды самостоятельной деятельности;
5. Комбинированный способ контроля: письменный ответ, устное изложение, взаимоконтроль;
6. Вера учителя в способности ученика.
В каждом крупном блоке тем выделяется несколько модулей:
1 модуль (1-2 урока) – устное изложение учителем основных вопросов тем, раскрытие узловых понятий.  
Опорный конспект выполняет 2 функции:
 -ОК в краткой форме показывает учащимся, какой материал по теме они будут изучать на данном и последующих уроках
 -Учащиеся наглядно воспринимают абстрактно-теоретический материал.
В результате,
- во-первых, «ученику предоставляется возможность увидеть всю дорогу, а не часть ее, увидеть, что ждет впереди» (В.Ф.Шаталов);
-во-вторых, учащиеся оперируют абстрактно-теоретическими знаниями с помощью наглядных опор.
 О том, как это важно, хорошо сказал В.В.Давыдов: «Теоретическое знание =- это знание при минимуме наглядно-образных опор, при максимуме словесно выраженных построений. Но школьная практика показывает, что оперирование абстрактно-теоретическими знаниями при минимуме или полном отсутствии наглядных опор-весьма трудное занятие. Поэтому человеку постоянно приходится прибегать к помощи таких опор».
НАПРИМЕР
Работа с ОК.
Посмотрите на 1 блок ОК. Мы видим, каково значение этой части речи.
Как различать именно эту часть речи? Смотрите, в ОК есть необходимая информация:
Зеленым цветом обозначены примеры, а красным материал для запоминания.
ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ.
Учащимся предлагается тренировочная работа. Сначала класс изучает самостоятельно 1 блок (понятие о части речи).
Затем тренировочные упражнения
Затем проверочная работа.
При этом ОК используется : при изучении каждой новой темы; в ходе выполнения тренировочных и проверочных работ, при работе над ошибками, допущенных в проверочных работах; при повторении(в случае необходимости)отдельных вопросов по теме; при обобщении и систематизации знаний.
Опыт убеждает: в таком случае учащиеся прочно усваивают предложенный им теоретический материал.
Опорный конспект (ОК) –развернутая наглядная конструкция, содержащая расположенные определенным образом обозначения и ключевые слова, позволяющие быстро и адекватно воспринять и усвоить значительный объем информации.
Признаки ОК:
Предельная лаконичность, структурированность, образность, многоуровневость, динамичность, доходчивость (читаемость), воспроизводимость.
Он может передавать разноплановую информацию любого уровня и сложности, объема. Специфика отображаемых фактов и понятий определенным образом сказывается на тексте самой конструкции. 
Прошедшее показало, что проблемы, вызвавшие в свое время бурную дискуссию (угроза излишней формализации, адекватность передаваемому содержанию, способы предъявления и т.п.), порождены не самими ОК, а непродуманным их использованием. Вся работа с ОК сводилась к 12 алгоритмам, что было серьезной ошибкой, ибо учителю необходима модель деятельности, которая позволила бы работать с наглядными конструкциями творчески и эффективно.
1. Регулярная работа с ОК в течение всего учебного года. Такой вариант возможен в 5-6 классах. Для этого этапа обучения характерны простота структуры и относительно небольшой объем учебного материала. Используется облегченная структура ОК. (пример).Применяются обозначения максимально приближенные к рисунку.
2 модуль (3-5 уроков) – самостоятельные и практические работы, где учащиеся под руководством учителя работают с различными источниками информации, прорабатывают материалы тем, обсуждают, дискутируют. На этом этапе провожу уроки-практикумы, конференции, игры, презентации;
3 модуль (1-2 урока) – повторение и обобщение темы.
4 модуль (1-2 урока) – контроль знаний учащихся по всей теме.
Проводить модульные уроки, а главное готовить их, конечно же, не просто. Требуется большая предварительная работа. 
Во-первых, я тщательно прорабатываю весь учебный материал темы для каждого урока в отдельности; выделяю главные основополагающие идеи и формулирую для учащихся интегрирующую цель (УЭ-0), где указывается, что к концу занятия ученик должен изучить, знать, уметь, понять и т.д.
Во-вторых, тщательно определяю содержание, объем и последовательность учебных элементов (УЭ), указав время, отводимое на каждый учебный элемент, и вид работы.
В-третьих: подбираю дополнительный материал, наглядные пособия, технические средства обучения, а также задания, тесты, словарные диктанты для учеников.
Затем ПОДБИРАЮ ИЛИ СОСТАВЛЯЮ ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ для учащихся, который необходимо размножить в количестве, соответствующем количеству учеников в класс.
Составляю технологическую карту (тест) урока. Она включает в себя:
- целевой план действий для учащихся (планирование результатов деятельности для учащихся на уроке);
- содержание изучаемого материала в постановке конкретных вопросов, соответствующих программе курса;
- руководство по усвоению материала (виды деятельности учащихся, которые представляют формы работы, способы добывания знаний, в результате чего учащийся овладевает различными приемами самообразовательной работы);
- указатель количества баллов, который помогает произвести самооценку знаний, умений и навыков, полученных на уроке;
- блоки, в которых учебные элементы показывают последовательность выполнения заданий. Они связаны между собой логическим построением, требуют практической тренировки в формировании знаний, умений и навыков;
- самоконтроль за ходом обучения на уроке выражается в подсчете заработанных баллов и самооценке, согласно рекомендуемым нормам. Количество баллов варьируется в зависимости от сложности и объема материала и на каждом уроке может быть разным;
- рефлексия дает возможность учащимся оценить предлагаемые способы обучения, степень сложности; выразить удовлетворенность или неудовлетворенность самим собой.
Общий план проведения урока с использованием элементов блочно-модульного обучения.
1) Тема разбита на семь учебных элементов (УЭ) - графа №1. На работу с каждым учебным элементом отводится определенное время. Учащиеся должны помнить о времени, ценить время, отведенное уроку.
2) К каждому УЭ поставлена цель и разработаны задания по изучению учебного материала – графа №2, а в графе №3 даются рекомендации по усвоению учащимися учебного материала (виды деятельности учащегося, которые представляют формы работы, способы добывания знаний, в результате чего учащийся овладевает различными приемами самообразовательной работы).
№УЭ, время Учебный материал с указанием задания Руководство по усвоению знаний
УЭ- 0  
  

3) Уровень знаний по каждому УЭ учащиеся оценивают (промежуточный контроль) по пятибалльной шкале или по схеме отмеченной в тесте модуля, что дает возможность учащимся учиться избегать недооценки или переоценки своих возможностей. Таким образом, каждый ученик вместе с учителем осуществляет управление обучением, а, работая на доверии, учащиеся объективно оценивают свою работу. Оценку за работу по каждому УЭ учащиеся выставляют в лист учета знаний.
4) В УЭ-0 – ставится интегрирующая цель. Цель содержит в себе не только указание на объем изучаемого материала, но и на уровень его усвоения. Цель имеет два уровня: 1) усвоение материала; 2) ориентация его использования на практике. 
Здесь же в УЭ-0 проводится мотивационная беседа. Цель мотивационной беседы в том, чтобы направить учащихся на рабочий лад, заинтересовать или создать какую-либо проблемную ситуацию.
5) Перед изучением модуля проводится входной контроль (УЭ-1) знаний, умений и навыков учащихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности учащихся.
6) Далее идет основной этап урока – изучение темы модуля (с УЭ-2 по УЭ-5) и закрепление знаний (УЭ-6).
7) После завершения работы с модулем проводится выходной контроль, который должен показать уровень усвоения темы модуля.
8) Последний этап – подведение итогов (УЭ-7) и рефлексия. Здесь же дается разноуровневая информация о домашнем задании.
1 ступень – усвоение знаний 1-й уровень – узнавание, запоминание, воспроизведение
2 ступень – понимание 2-й уровень – пересказ текста словами, умение давать объяснение, делать предложения о дальнейшем ходе явлений, использовать полученные данные для определения следствия.
3ступень – понимание 3-й уровень – умение применять ранее усвоенный материал в новых учебных условиях
4ступень – анализ 4-й уровень – умение расчленять материал на составляющие элементы (вычленять части из целого, устанавливать причины, следствия, взаимосвязи и т.д.) 
5 ступень – синтез 5-й уровень – умение школьников комбинировать элементы, реорганизовывать информацию из источников и на этой основе создавать новый образ (в виде доклада, схемы, таблицы), писать творческие сочинения. Решать проблемы.
6 ступень – оценка 6-й уровень – умение школьников оценивать значение факта, утверждения, исследовательских данных. Умение оценивать ответ товарища и свой ответ.

Считаю важным заранее довести до учащихся требования к знаниям и умениям, сформировав их четко и однозначно. Тогда контроль становится объективным, гласным и открытым, не возникает обид и подозрений в пристрастности учителя. 
Контроль учителя
Работая на уроках с использованием элементов блочно-модульной технологии, большое значение уделяю контролю результатов обучения. Контроль осуществляется постоянно:
• системный анализ урока;
• тематический (контроль знаний ЗУН учащихся по блокам);
• итоговый контроль (по результатам четвертей).
Для этого использую разные формы: тестирование, индивидуальное собеседование, зачет, творческие работы. 
Что же дает модульное обучение? Мои выводы базируются на наблюдениях, мониторинговых исследованиях и анкетировании учащихся. Значение блочно-модульной технологии для учеников, включенных в технологию модульного обучения, среди которых и проводилось анкетирование по вопросам:
• Что дают мне модульные уроки?
• Отвлекаюсь ли я на уроке?
• Хотели бы вы ПРОДОЛЖАТЬ ТАК РАБОТАТЬ?
91% учащихся одобрили внедрение элементов модульной технологии. Анализ информации позволил сделать вывод о том, на уроках остается высокий сознательный уровень дисциплины, что в конечном итоге положительно влияет на качество и эффективность урока, а самостоятельная работа стала для этих учеников средством активной познавательной деятельности. Ученикам предоставляется возможность получить индивидуальную консультацию, а самоконтроль, промежуточный и выходной, позволяет выявить пробелы в усвоении модуля. Ученики в анкетах пишут, что на таких уроках они в большей степени могут самореализоваться, и это способствует мотивации учения и продвижению на более высокий уровень обучения.
Тема урока : Склонение числительных
Цель урока: 1. закрепление умения склонять количественные числительные от 50-80; от 200-900;
  2. развивать исследовательские навыки
  3. воспитание культуры речи при произношении числительных
1. Оргмомент Сообщение темы, цели урока. Оформление записи в тетрадях.
2.постановка проблемы:
 Сегодня мы с вами будем работать исследователям. Как всякие исследователи составим проект. По теме «Имя числительное»
 Во-первых, что мы уже знаем?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.
 Во-вторых, где мы с вами с ними встречаемся? ( в повседневной речи, в пословицах и поговорках, в сказках)
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
 -Сейчас каждый день меняются числительные на нашем стенде о Победе. 
 -Вы обратили внимание, какие там сегодня числительные?
 -проект наш будет называться склонение числительных от 50-80, от200-900
Презентация 
слайдов 1.
Слайд 2.
 -начнем с числительного 50. (задание 1-3). Трудно? Поучимся.
 -читаем учебник на стр. 270. о числительном 50-80. Работаем. 
 -выполняем 4-5 задания.
3 слайд. Выполняем задание. Запишите 1 ученик выполнит это задание у доски.
4 слайд. Закрепим
Работа с учебником:
 1 группа- списать комментировано склонение числительного 60 из учебника.
2 группа-придумать словосочетания со словарными словами 
1 группа-записывает словарные слова
2 группа-упр.595 выбрать числительные от 50-80 комментированно
5 слайд. Итак мы открыли тайну склонения числительных от 50-80
 -что мы знаем? А что еще нам надо узнать?
6 слайд
 -чтение учебника стр. 270. 
 -ответы на вопросы слайда
ФИЗМИНУТКА
Работа с учебником:
 -чтение стр. 270
 -ответы на вопросы.
Письменные задания:
 -1 гр. Записать из учебника склонение числ. 200
 -2 гр. Склоняем устно 300
 -1 ученик у доски
7 слайд: Подведем итоги.  
Вы хотите быть грамотными людьми? Что для этого нужно?
Во и оценим вашу грамотность: оценки
Дом. Задание: прочитать учебник стр. 271.
 1 в.- упр.596 (письменно)
 2в. – упр. 598 (1ч. письменно) Обе группы 598 2.3 части карандашом
 
ТЕМА: Что вы знаете о частях речи?
Цель: 
1. Повторить и углубить основные сведения о частях речи
2. Сформировать умение различать самостоятельные и служебные части речи
3.Вырабатывать мотивацию к учению и учебному труду.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент. 
1.1. Заслушать сообщение о выполнении домашнего задания
 (все ли сделать рисунки, какое впечатление оставили они)
 1.2. запись числа, темы урока.
СЛАЙД 14
2. Подготовка к восприятию новой темы:
2.1. Объяснить постановку знаков препинания, орфограммы, произвести его синтаксический разбор:
Грам.?.атика - к..р..левство, там живут , общаются, изменяются, соединяются в словосочетания и предложения слова.
Слайд №2
1 ученик на доске чертит схему.
 2.3. Соединяются- сделать морфемный разбор
1 ученик на месте комментирует
 2.3. Работа с эпиграфом.
Слайд № 4
 2.4. Фронтальная беседа по записанному:
- мы с вами являемся гражданами своей страны: имеем гражданство (свою родину Россию), имеем жилье. И это подтверждается документами.
-какие документы, подтверждающие вашу личность, вы имеете (свидетельство о рождении).
-Что там записано?
-а еще вы, ребята, имеете регистрацию по месту вашего проживания: дом, улицу.
-это закреплено нашим основным законом-Конституцией РФ
- Как вы думаете, а где живут части речи?
- вы нарисовали домики. 
-почему вы их увидели именно такими?
Защита рисунков
3. Новый материал:
3.1. Познакомимся с темой и целями нашего урока  
Слайд №3
3.2. Отправимся в путешествие в страну МОРФОЛОГИЮ.
Слайд №1
-Сообщение целей урока
Слайд № 9
Мы с вами проведем проектно-исследовательскую деятельность:
Дано: слово – применяем исследовательские методы: находим общее и различие подобных – делаем выводы
-выясним, почему же они проживают в этой стране,
- по каким законам они живут, 
-чем занимаются.
 3.3. Работа с учебником
-Прочтите учебник, и то, что вам дано в дополнительном материале:
Стр.168, листки.
 В морфологии изучается общее значение каждой части речи и изменение слов каждой части речи.
Морфология дает грамматическое описание слова. Синтаксис-граматическое описание словосочетания, предложения.
ВОСП. момент : 
-Вот почему необходимо иметь профессию. А чтобы ее иметь , что необходимо? Хорошо учиться.
 В морфологии есть еще независимые слова. Это междометия и звукоподражательные слова.
Так какие признаки у частей речи, как мы определяем , какая это часть речи?
1. дано-слово
2. находим: (определяем грамматические признаки слова):
1. значение
2. морфологические признаки
3. синтаксическую роль
4. Если не имеет этих признаков, тогда для чего служит
3. Делаем вывод-это …………. часть речи ……..
4.5 Запоминаем:
Мы с вами увидели, что в Морфологии живут слова разных профессий,
у них разные задачи и способности их выполнять. При этом живут они в Морфологии, а работают в соседнем государстве-Синтаксисе.
3.3. вспоминая, то, что вы знаете о частях речи, мы определим, по
каким признакам они разделяются.
-назовите части речи, которые вы знаете .
- а теперь мы их разделим на несколько групп.
- для этого воспользуемся опорным конспектом.
Слайд № 7
- части речи делятся на 2 группы: самостоятельные и служебные и
существуют еще особые части речи-это междометия и звукоподражательные слова.
4. Закрепление.
 4.1. Упр. 510 (устно)
  Зад. 1
Слайд № 11
  Зад. 2
Слайд № 12
  -какие еще слова есть в русском языке?
  -кто их отобразил в своем рисунке?
-задание 3-
Слайд № 5, 10.
 4.2. Упр.511 (устно)
  Письменно: записать понравившуюся вам пословицу и выполнить задание 3-5
физкультминутка
  4.3. упр. 512 (устно)
  4.4. упр. 513 Задание устно, записать по 1 слову из каждой строки.
 5. Домашнее задание
-откройте упр.516. Чтобы его выполнить вы можете использовать эту книгу («Амурский тигр»), можете составить по ней предложения, можете использовать другую литератур или свою фантазию
  -упр.517 устно.
5. Подведение итогов урока:
5.1. выставление оценок
5.2.Беседа:
  -что такое часть речи?
- Кому непонятен новый материал?
-что нового вы узнали на уроке о частях речи?
-что вам на уроке понравилось?
 Слайд № 14 
Чтение учеником стихотворения
 Слайд № 8
Беседа- наблюдение:
4.1.Нам дано слово: грамматика –это какая часть речи?
Как существительное что оно обозначает? (предмет)
Что обозначает глагол?, прилагательное? И др. части речи
Я записала самостоятельные части речи, а вы поставьте к ним вопросы, вспоминая, что вы о них знаете

1.Имя существительное: ученик, ученицы, знанием
_____________________________________________________________________________

2.Имя прилагательное: прилежный, мамин, умен, умного и т.д.
_____________________________________________________________________________

3.Глагол: работать, выучить, выучил, выучит и т.д.  
 

4.Имя числительное: п

Меню сайта
Форма входа
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 21
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0