Вторник, 19.03.2024, 17:15
Приветствую Вас Гость | RSS

МКОУ ООШ с.Иннокентьевка

$MODULE_NAME$

   

Программа духовно-нравственного развития и воспитания в   образовательной системе «Школа 2100»

Программа духовно-нравственного развития и воспитания в ОС  создана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта и Концепции духовно-нравственного воспитания и развития,  где указывается на отсутствие нравственных ориентиров и согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения,  на недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, недостаточное  уважение к родному языку, самобытной культуре своего народа.

В отличие от Концепции Программа – это документ максимально практический. Его предназначение – помочь педагогу в реализации воспитательного процесса, т.е. действий, направленных на развитие личности ученика, его внутреннего мира. Изложение целей, задач, содержания этого направления педагогической деятельности представлено на понятном широкому кругу читателей языке, чтобы с данной Программой мог ознакомиться заинтересованный родитель.

Цели и задачи:

1.1.Цель: кого мы воспитываем?

Что такое «цель» воспитания в школе?

Воспитание – составная часть образовательного процесса. Цель образовательного процесса в понимании Образовательной системы «Школа 2100» – развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности.

Соответственно воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – процесс не стихийный, а целенаправленный, осознаваемый и педагогом, и учащимися. Следовательно, воспитательная цель – развитие определённых человеческих качеств личности,  отражающих своеобразный нравственный портрет школьника.

Как представить нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника?

Для этого достаточно перевести все основные ценности в форму желаемых качеств личности. Получится примерно следующее.

Добрый, не причиняющий зла живому

Честный и справедливый

Любящий и заботливый

Трудолюбивый и настойчивый

Творящий и оберегающий красоту мира

Стремящийся к знаниям и критично мыслящий

Смелый и решительный

Свободолюбивый и ответственный

Самостоятельный и законопослушный

Чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой

Бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам

Патриотичный (готовый поступиться своими интересами ради «своих» -  класса, школы, города/села, России)

Толерантный (уважающий других, не похожих на него)

            Надо отдавать себе отчёт, что постоянное и неизменное проявление этих качеств – идеал, то есть недостижимый  результат, к которому, однако, надо стремиться.

            Задачи программы:

Откуда возникают «задачи» воспитания?

Чтобы помочь человеку развить в себе вышеперечисленные качества, необходимо ставить конкретные задачи. Для процесса воспитания задача заключается в том, чтобы помочь человеку принять конкретное правило, идею (ценность) как важное основание при выборе поступка. Таким образом, перечень воспитательных задач – это перечень ценностей, которые ребёнок должен присвоить, с точки зрения общества, то есть всех нас.

Этих ценностей много. Как правило, их группируют по 10–11 «источникам нравственности» (человек, семья, гражданственность, искусство, наука, религия и т.п.). В Программе же используется иная систематизация ценностей – по условным «направлениям воспитательной работы», которые образно отражают цели развития духовного мира школьников.

Как можно назвать направления воспитания?

ДОБРЫЕ ЧУВСТВА, МЫСЛИ И ПОСТУПКИ (ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ЧУВСТВА, ЭТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И ГОТОВНОСТИ СОВЕРШАТЬ ПОЗИТИВНЫЕ ПОСТУПКИ, В ТОМ ЧИСЛЕ РЕЧЕВЫЕ)

СТРАНА ГРАЖДАН (ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ)

ТРУД  ДЛЯ СЕБЯ И ДЛЯ ДРУГИХ  (ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ, СПОСОБНОСТИ К ПОЗНАНИЮ)

ЗДОРОВЬЕ ТЕЛА И ДУХА (ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ)

ПРИРОДА – НАШ ДОМ (ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ)

КРАСОТА СПАСЁТ МИР (ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ)

 Какие задачи ставятся по направлениям воспитательной работы?

ДОБРЫЕ ЧУВСТВА, МЫСЛИ И ПОСТУПКИ (ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ЧУВСТВА, ЭТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И ГОТОВНОСТИ СОВЕРШАТЬ ПОЗИТИВНЫЕ ПОСТУПКИ, В ТОМ ЧИСЛЕ РЕЧЕВЫЕ).

Человек и люди

Жизнь человека

Добро, правила морали и умение делать нравственный выбор

Взаимозависимость интересов личности и общества

Свобода и права личности

Честь и достоинство

Признание свободы, прав, чести и достоинства других людей, необходимость договариваться друг с другом, взаимодействовать

Разумное управление речью как гарантия достойных поступков личности

Дружба и взаимопомощь

Справедливость и милосердие

Духовная безопасность («добрый человек в  мире, где есть зло»)

Семья

Любовь и верность

Здоровье, достаток

Почитание родителей

Забота о старших и младших

Забота о продолжении рода.

Страна граждан (гражданско-патриотическое воспитание)

Патриотизм

Любовь:

– к близким, друзьям, школе,

– к своей малой родине,

– к своему народу,

– к России,

и действия во благо их, даже вопреки собственным интересам.

Гражданственность

Долг (перед семьёй, предками, страной)

Служение Отечеству

Закон и правопорядок

Правовое государство и гражданское общество

Многообразие культур и народов единой страны

Равенство культур и народов России

Толерантность (признание права другого быть «непохожим на тебя» и диалог разных людей)

Традиционные религии и светская культура

Свобода совести и вероисповедания

Представления традиционных религий и светской культуры о религиозных идеалах (вера, религиозное мировоззрение,  религиозная жизнь)

Толерантность в отношениях между верующими разных религий и атеистами.

Человечество

Многообразие культур и народов мира

Равенство и независимость народов и государств мира

Мир во всем мире

Международное сотрудничество

Прогресс человечества

ТРУД ДЛЯ СЕБЯ И ДЛЯ ДРУГИХ (ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ, СПОСОБНОСТИ К ПОЗНАНИЮ)

Труд и творчество

Трудолюбие  (значимость труда и потребность в нём)

Созидание и творчество (самоценность труда)

Уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

Целеустремлённость и настойчивость

Наука

Знание

Стремление к истине и критичность мышления.

Научная картина мира

ЗДОРОВЬЕ ТЕЛА И ДУХА (ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ)

Здоровье физическое и душевное (психологическое, нравственное)

Здоровье личное, близких и всех людей

Здоровье человека, общества и природы 

Здоровый образ жизни

ПРИРОДА – НАШ ДОМ (ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ)

Жизнь и эволюция

Природа родного края

Заповедная природа

Планета Земля

Экологическое сознание

КРАСОТА СПАСЁТ МИР (ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ)

Духовный мир человека

Красота в творениях природы и человека (искусство)

Гармония

            Какова роль начальной школы в воспитании личности?

            Все ценности - в начальной школе?! А что же «до» и «после»?»

Безусловно, все вышеперечисленные ценности постепенно входят в духовный мир человека на протяжении всей его жизни. Таким образом, решение этих воспитательных задач начинается до начальной школы, с «нежного возраста»,  и продолжается после. Однако до школы жизненный опыт ребёнка, как правило, соотносится с его представлением о мире «сказочном». Иными словами, дошкольник может отличить добро от зла в простых житейских ситуациях, но уверен, что все люди, как в сказках, делятся на плохих и хороших, что на любые вопросы есть «правильные» ответы. 

Понятно, что это не так. Осознание этого и составляет «воспитательное новообразование» начальной школы. С помощью педагогов младший школьник начинает приводить в систему свои взгляды на мир, своё отношение к нему. Он начинает понимать, что жизнь не похожа на сказку, что она сложнее и противоречивее, что в ней постоянно встречаются ситуации, требующие непростого нравственного выбора между разным пониманием добра разными людьми, между добром для одних и злом для других и т.д., что каждый делает этот выбор сам и не существует готовых единственно правильных решений и т.д. И совесть, как развивающееся нравственное сознание, способна оказывать влияние на выбор того или иного решения.

Обозначить эти проблемы (моральные дилеммы) в начальной школе можно, а вот научиться самостоятельно решать их большинство младших школьников ещё не в состоянии. Это задача следующих ступеней развития личности.

Что может воспитать школа в человеке, живущем в современном мире?

Действительно, современный информационный мир противоречив и нередко агрессивен. Зачастую исходящее из разных источников воздействие (СМИ, реклама и пр.) противоположно целям и задачам духовно-нравственного воспитания учащихся. Поэтому невозможно воспитывать в школьнике доброго, заботливого отношения ко всему живому, если после школы ребёнок часами смотрит фильмы-триллеры или играет в компьютерные «стрелялки», провоцирующие насилие и жестокость. Невозможно в ребёнке воспитать чувства честности, справедливости, гражданственности, прекрасного, если поведение окружающих часто противоречит нормам морали (таких примеров, к сожалению, можно привести немало: ученик видит, как сотрудник ГИБДД или контролёр в электричке берут взятки, или наблюдает каждый день заваленные мусором обочины дорог, обшарпанные и исписанные стены).

Да от школы нельзя требовать ПОЛНОГО решения задач воспитания. Это может сделать только общество в целом. Однако это не значит, что педагог может отмахнуться от этих задач. Мы можем и должны сделать то, что в наших силах, внести свой вклад. За 40 минут урока, несколько часов в школе, выходя вместе с детьми за пределы школы – в каждой этой ситуации мы можем повлиять на развитие духовного мира наших детей своими словами и делами. Мы можем повлиять на часть того мира, в котором живет школьник – работая с родителями, устанавливая контакты с культурными и общественными организациями. Все это вместе и есть содержание нашей воспитательной работы.

Мы можем повлиять на часть того мира, в котором живёт ученик, работая с родителями, устанавливая контакты с культурными и общественными организациями. Всё это вместе и есть содержание нашей воспитательной работы. Роль же педагога в развитии нравственных качеств ученика велика; поступки, речевое поведение учителя являются для школьника ярким примером, образцом для подражания.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

Проблемы сохранения здоровья обучающихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. Необходимо создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни, сохранение здоровья физического, психического и духовного. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.     

Программа   формирования культуры здорового и безопасного образа жизни  составлена на основании следующих нормативных документов: Конституции РФ, Конвенции о правах ребенка, закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка», закона РФ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», закона РФ  «Об образовании», письма Минобразования РФ от 28.04.2003 № 13-51-86/13 «Об увеличении двигательной активности обучающихся ОУ», «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02».

Цель и задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

Цель – создание условий для формирования опыта здорового образа жизни, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение  и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся.

Задачи:

создать систему здоровьесбережения через учебно-воспитательный процесс;

сформировать представление у обучающихся о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

сформировать представление у обучающихся об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

сформировать представление о здоровом и рациональном питании;

научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

Здоровые привычки формируются с самого раннего возраста ребёнка. Чтобы успешно справиться с этой задачей, необходимо иметь теоретическую и практическую подготовку в этих вопросах. Наука предлагает следующие принципы, на которых строится воспитание здорового образа жизни детей:

системный подход;

деятельностный подход;

принцип «Не навреди!»

принцип гуманизма

 

Основные направления Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

Системная работа на ступени начального общего образования по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни может быть представлена в виде четырех направлений.

Создание внутренней среды лицея, обеспечивающей здоровьесберегающей характер образовательного процесса и безопасность его участников.

Эффективная  организация физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися лицея.

Повышение уровня культуры здоровья всех участников образовательного процесса.

Создание условий для коррекции нарушений здоровья, реабилитации и оздоровления ослабленных обучающихся.

Планируемые результаты Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни:

улучшение здоровья участников образовательного процесса;

формированию потребности к ведению здорового образа жизни;

формирование установки на использование здорового питания;

изменению у всех субъектов образовательного процесса отношение      к своему здоровью: выработка способности (воли) противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни;

увеличению  числа школьников, занимающихся в спортивных кружках и секциях;

увеличение оптимальных двигательных режимов школьников с учетом их возрастных, психических возможностей;

включение в план работы лицея регулярного проведения  недель здоровья (1 раз в четверть).

 

Меню сайта
Форма входа
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 21
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0